В жизни каждого ребенка происходят ситуации, с которыми ему бывает сложно справиться. Если в семье и домашней обстановке все благополучно, то не стоит забывать других значимых людей для ребенка, таких как воспитатели в детском саду, учителя, тренера различных секций , друзья и т.д., которые могут оказать влияние на ребенка. К более сложным ситуациям мы можем отнести жестокое отношение к ребенку, изнасилование, катастрофы, семейные трагедии, сильный испуг и другие ситуации, приносящие психологическое потрясение разной степени.
Другими словами, сложных ситуаций, которые могут психологически дестабилизировать ребенка не избежать. Здесь мы можем говорить о последствиях пережитой психологической травмы. Ребенок может благополучно и максимально гармонично справиться с проблемой, либо может приобрести постравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) Такое расстройство может сопровождать человека долгое время, иногда всю оставшуюся жизнь, влияя на многие аспекты физиологической и психологической составляющей. В данной статье речь пойдет о том, что может помешать ребенку благополучно пережить травмирующий опыт и что можно сделать, что бы реакция на проблему была преодолима.
- наличие у ребенка личного пространства
Речь идет о профилактике. То есть о времени – ДО разного рода происшествий. Ребенок должен иметь личное пространство, ему необходима своя территория. Для ясности, некоторые бытовые примеры:
Мама или бабушка совершенно беспардонно, без стука вламываются в ванную, где в данный момент принимает ванну ребенок. Или вламывание в комнату с ведром и тряпкой, не спросив ни о чем, а просто выставив ребенка за дверь.
Прослушивание, подслушивание телефонных разговоров ребенка.
Контроль писем, смс, дневников.
Обыск карманов и т.д.
Речь идет уже о старшем дошкольном, младшем школьном возрасте. Но можно наблюдать за такими проявлениями в семейной системе чуть ли не всю жизнь. В данном случае, проблема касается непосредственно взрослого – его не проработанные тревоги, страхи, иногда просто не уважение к ребенку, отсутствие адекватного отношения к ребенку как к формирующейся личности.
Большая проблема для ребенка, когда его границы размыты взрослыми – ему приходится «отращивать колючки» что бы защищаться или «наращивать панцирь» так же для создания внутренней безопасности. И тогда, пытаясь так себя забаррикадировать от назойливых внешних проявлений , создавая деструктивное личное пространство, маленький человечек становится не понятен сам себе.
Здоровое личное пространство дает безопасность и уверенность, делает ребенка более чутким к самому себе. Он спокоен, ему не нужно постоянно быть на чеку , защищаясь круглосуточно от близких. А когда он спокоен, он лучше слышит себя, понимает, доверяет себе, становится чутким к своей интуиции - что для него хорошо, а что вредно, а это значит, что он становится более устойчив к психически травмирующим ситуациям.
- возможность поделиться случившимся
По разным причинам часто бывает, что случившуюся трагедию ребенок не несет в семью. Нет подходящих, по его мнению, условий для этого.
Т.е. есть внутреннее понимание о том, что его не поймут, либо начнут учить и воспитывать, иногда ругать из серии: «С тобой всегда так, потому что ты…1….2….3…»
Или, ребенок понимает, что дома до него никому нет дела, никто даже не заметит, что с ним что-то не так. Здесь мы видим не размытые, как в первом случае, а «железобитонные границы» – никому ни до кого нет дела. Это бывает в семьях очень занятых родителей, которые всегда на работе, либо в семьях алкоголиков и наркоманов.
Либо , ребенок видит крайнюю психологическую неустойчивость, которую транслируют его родители, он понимает «Они этого не вынесут», и тогда он остается один на один со своей проблемой. Хорошо, если найдутся друзья, способные разделить горе, не предложив решение проблемы в виде, например, употребления наркотиков.
Таким образом, очень благотворно влияют на ребенка такие отношения, где есть его личное пространство и он предоставлен сам себе, в то же время, ему необходима внутренняя уверенность в том, что в случае чего – его родители всегда рядом, готовые понять, выслушать, принять , поддержать и помочь.
В случае, если родители видят, что просто выговориться ребенку не достаточно, и продолжаются негативные последствия после травмы в виде психических, соматических проявлений, необходимо обратиться к специалистам, а именно – невролог, психолог.