Дружим с мозгами

В продолжение темы о нарушении мышления, связанном с аддиктивным поведением,   для  восстановительной работы мозговой деятельности,  предложим вам некоторые конкретные техники. Отметим, что речь идет не только о зависимых от ПАВ. Восстанавливать образ мышления необходимо так же и родственникам зависимых, чье мышление в процессе решения семейной проблемы так же не могло оставаться здоровым.

В процессе употребления, зависимый вырабатывает определенный алгоритм действий – 1.найти деньги на ПАВ – 2.найти ПАВ – 3.употребить ПАВ. В случае с наркозависимыми, мы имеем все таки более объемный план задач, и более частое  составление  и использование новых формул действия. Причина проста – на наркотик нужно больше денег, и наркотик не так легко найти и купить, как алкоголь, тут требуется проявить изобретательность – найти, купить, да еще так, что б тебя не поймали.  Впрочем, в любом случае наркотик со временем разрушает клетки мозга  и  в следствии интоксикации нейроны головного мозга отмирают, человек неминуемо деградирует. В случаях с алкоголем, можно наблюдать более упрощенную схему – 1.найти денег – 2.употребить. Все сферы жизни со временем подчиняются этим простым и примитивным схемам, сужается круг задач  до одной – употребить ПАВ. Чем меньше человек  ставит и выполняет задач – тем менее нейронных связей образуется в коре головного мозга. Если перестать нагружать мозг, клетки, отвечающие за мыслительную деятельность отмирают – работа мозга ухудшается.

В случае с родственниками зависимых, мы имеем похожую картину. Например, родитель или супруг(а), который концентрирует все психические процессы, а именно: внимание - не употребил ли, память - не забыть бы проследить,                         мышление – как построить разговор , что б не оставить ему возможности употребить,             фактически сужает работу мозга до одной задачи, под названием: « что б спасти и проконтролировать» В итоге, мы можем наблюдать аналогичную дисфункцию мыслительной деятельности, смягченную  отсутствием интоксикации (в случае, если родитель не принимает медикаменты) И тогда, происходят  бесконечные попытки решить проблему из серии – «слепой ведет слепого», так как мышление созависимого становится аналогичным образу мышления самого зависимого.

Вернемся к техникам по восстановлению работы мозга.

Важно заметить, что  употребляющим ПАВ, не всегда бывает  достаточно подобного рода упражнений. Все зависит от степени и вида нарушения мозга , которую в свою очередь, может определять предпочитаемое человеком психоактивное вещество. В таких случаях врачи обычно назначают ноотропы и поливитамины.

Оставив медикаментозную помощь на крайний случай, о котором при необходимости сообщит врач – нарколог, психиатр либо невролог, займемся так называемым нейрофитнесом мозга. Этот вариант абсолютно безвреден, и 100% полезен практически всем,  что нельзя сказать о подавляющем большинстве медикаментов.

Наш мозг разделен на некие зоны, каждая из которых отвечает за конкретную психическую функцию. Выявлено, что при дисфункции какой-то определенной зоны, другие зоны как бы замещают,  и увеличивают свою функциональность, компенсируя недостаток. Например, слепой человек может иметь отличный слух, и наоборот, у глухого человека обостряется зрение и т.д.  Исходя из вышесказанного, предлагаются следующие методики, помогающие искусственно «раскачивать» все участки мозга.

- от внутреннего деструктивного «Ничего не хочу чувствовать» к  « Хочу почувствовать и ощутить»     Пробуем делать обычные домашние дела с завязанными глазами. Разумно. Не нужно резать салат и жарить картошку. Красить ногти тоже не рекомендуется. Например, попробуйте сделать прическу, принять ванну, что- то есть, сложить вещи и т.д. В этот момент, вы озадачиваете мозг не обычной ситуацией – зрение отключено! Ему придется подключать дополнительные ресурсы, перестраивать свою работу, задействовать имеющиеся ресурсы. Другими словами, заставляете мозг активизироваться и укрепляться.

- теперь «отключите слух» Смотрим телевизор, с выключенным звуком и пытаемся угадать, о чем там речь. Смотрим в окно, и наблюдаем за игрой детей – что это за игра? Мы внимательно наблюдаем и предполагаем, что происходит с нашими героями, активизируя утраченную изобретательность, внимание, а так же тренируясь в невербалике.

- меняем установку от «все новое – страшно и неудобно» к  «ВСЕ НОВОЕ – ИНТЕРЕСНО и УВЛЕКАТЕЛЬНО» Задействуем левую руку (или правую, если левая ведущая), находим новые маршруты до работы, до магазина, до больницы, читаем новые направления в литературе, пересказываем, играем в незнакомые игры. Переставляйте мебель,  если танцевали – теперь пойте, если пели – танцуйте)) Таким образом, увеличивая количество нейронных связей в головном мозге.

Далее,

- медитации и молитвы. Есть разница. Медитация – это когда Бог говорит с человеком, необходимо настроиться услышать Его. Молитва – когда человек говорит с Богом. Этот пункт можно раскрыть в отдельной статье. Данное занятие очень хорошо гармонизирует и созидает личность в целом, затрагивая не только психику и душу, но и дух человека. С помощью молитв и медитаций мышление может становиться более ясным, упорядоченным, позитивным.

- принцип «психогигиены ума» Избавляйтесь от всякой никрофильной информации. (негативная информация, приносящая беспокойство, страх, тревогу, злость и т.д.) Мы же не пьем из лужи, не едим грязь. Но хоть и съели что-то не то, желудок умеет тошнить. А мозг не умеет. Но люди часто грузят его разрушающей, никрофильной информацией. А куда ему потом ее деть?  Избавьте себя от этого – фильтруйте поток информации, который вы допускаете к себе.

- больше позитива. Комедии, веселые передачи – все это витамины для мозга.

- правильное питание, физическая культура, здоровый секс, хороший сон.